Дневник самоконтроля.
Результаты самоконтроля больной заносит в дневник, что служит базисом для самостоятельного лечения и его последующего обсуждения с врачом. Дневник больного - это необходимая помощь врачу и больному в мониторинге хронического заболевания и его лечения. Он отражает следующие четыре аспекта:
а) заболевание пациента:
- он фиксирует различные симптомы и их характеристики (частота, длительность, тяжесть, сопутствующие признаки, причины и т.д.)
б) психология пациента:
- он высвечивает положительные моменты, например, он может служить поводом похвалить больного за ведение дневника, обсудить его содержание; можно уделить внимание эффекту лечения и хорошему ответу. Психологическая поддержка укрепляет уверенность больного в себе.
- Он делает уверенными больных, отводя им активную роль в процессе лечения, связывая цели со способностями больных. Пациенты нуждаются в ощущении уверенности в себе до того, как они смогут играть активную роль. Успешное достижение целей придают уверенность.
- он воспитывает ответственность больных посредством выполнения простых, легких и полезных задач. Нужны комментарии больных для того, чтобы связать эти задачи с лечением. Нельзя позволять заболеванию руководить больным или выходить за рамки его контроля.
в) оценка лечения и заболевания:
· он дают возможность оценки лечения, сравнивая симптомы до, во время и после лечения
· он позволяет анализировать реакцию больного на симптомы
· он регистрирует достигнутый процесс
· он осуществляет мониторинг больных и их лечения при каждом посещении.
г) взаимосвязь врач - больной:
· он устанавливает партнерскую связь врач - больной:
больной наблюдает и записывает, врач помогает решать проблемы
· он открывает диалог, инициируемый собственным опытом больного.
Использование "Дневника" при каждом посещении:
Врачи, предполагающие, что их больные ведут "Дневник", должны просить показать его при каждом посещении. Опыт говорит, что больные никогда сами не показывают "Дневник", если их об этом не просят. Это может рассматриваться как один из видов проверки больными их врача с целью удостовериться, насколько врач заинтересован. Нежелание доктора проверить "Дневник" дискредитирует его в глазах больного.
"Дневник" имеет ограничения. Есть проблемы языка, образования, грамотности и зрения. Некоторым больным "Дневник" напоминает о школе. Те, кто плохо учился в школе, вряд ли обрадуются такому домашнему заданию.
Занятия 3, 4. Тема: "Основные принципы диетотерапии при СД типа 2".
Продолжительность занятия - 2 часа.
Ключевые аспекты темы:
· понятие об энергетическом балансе у здорового человека и больного СД типа 2;
· основные состовляющие пищи и понятие о калорийности;
· способы уменьшения калорийности суточного рациона;
· углеводы как основной источник энергии, классификация углеводов;
· система "хлебных единиц" (ХЕ), взаимозаменяемость продуктов, содержащих углеводы;
· пищевой "светофор";
· употребление сахарозаменителей и подсластителей;